Слепоглухой художник Олег Ефимович Зиновье

28.10.2021

В одной из Евангельских притч рассказывается о том, как хозяин похвалил своего слугу, которые приумножил данные ему таланты. Толкователи говорят о том, что таланты - это способности, которые Господь дает каждому человеку и которые он должен реализовывать в жизни во блага других людей. И ведь, действительно, не существует в мире  людей, лишенных особой способности к тому или иному делу и люди с ограниченными физическими возможностями не исключение из этого правила мироздания.  И порой таланты настолько сильно развиты в человеке, что остановить их развитие он оказывается совершенно неспособным, как был неспособен не рисовать самобытный слепоглухой художник Олег Ефремович Зиновьев.

 1

Олег Зиновьев родился в Ленинграде в 1937 году. С самого раннего детства мальчик увлекался рисованием - рисовал везде и на всем, что попадалось под руку. Семья Зиновьевых жила трудно и развитием таланта Олега родители заниматься не могли. Мальчик самостоятельно посещал уроки рисования во дворце пионеров и в доме пионеров и школьников, увлеченно занимался рисунком в школе, а в более старшем возрасте засиживался за книгами по истории искусства и живописи. А потом наступила Ленинградская блокада. Все 900 блокадных  дней Олег провел в осажденном городе, и в результате пережитого голода и страха начал быстро терять зрение. По этой причине после окончания школы молодой человек не смог попасть в высшее учебное заведение, где преподают живопись и скульптуру, и продолжил самостоятельно изучать искусство рисования.

 2

В 18 лет он переписал  в тетрадь текст одного из фундаментальных учебных  томов по академическому рисунку и живописи, внимательно изучил его, а в  1956  году поступил на курсы художественных мастеров росписи по фарфору на Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, чтобы, наконец-то, получить практические знания по рисованию  от профессиональных преподавателей живописи. Для  успешного прохождения медицинской комиссии Олег Ефимович  выучил наизусть расположение букв таблицы для проверки зрения. Благодаря этому, он смог скрыть свое уже очень плохое зрение, поступить на обучение и приобрести навыки мастера росписи по фарфору. После окончания курсов, молодой художник начал работать на заводе, а в 1962 году перешел  на киностудию «Леннаучфильм», и затем на Ленинградскую студию телевидения. В это же время врачи уже поставили ему беспощадный диагноз - синдром Ушера, характеризующийся снижением   не только зрения, но и слуха.

3 

Много лет Олег  Ефимович с удовольствием занимался рисованием мультипликационных образов, работал над созданием детской передачи «Ребятам о зверятах», трудился до тех пор, пока потерю зрения скрывать было уже невозможно. Оставить любимое место работы художнику  пришлось после того, как он на глазах руководства и коллег не смог  найти выход из служебного помещения. Окончательно потерял зрение Зиновьев  в 1991 году. «Когда мои глаза  накрыла вечная тьма, я оказался в другом мире,- вспоминал художник,-  Если раньше я работал для того, чтобы жить, то теперь стал жить, чтобы работать». Так и получилось. Именно с момента потери зрения Олег Ефимович стал работать только ради искусства, рисовать вслепую потому, что просто не мог не рисовать.
Новые обстоятельства привели художника в  Дом культуры имени  В.А. Шелгунова ВОС в студию керамики и скульптуры под руководством Ю.А. Нашивочникова, где он освоил первые навыки работы с художественным материалом без зрения. Олег  Ефимович начал  активно работать со скульптурой. Его любимым материалом было дерево. Пальцами  одной руки он фиксировал линию на заготовке, а  другой рукой острым ножом вырезал форму, невольно раня свои  пальцы. Инструмент художник прижимал к материалу так, чтобы пальцем чувствовать одновременно и его лезвие, и поверхность заготовки.

 4

Но из-за незаживающих ран на руках  Олег Ефимович был вынужден отказаться от работы с деревом. Резьба по дереву помогла ему выработать определенные технические приемы и свой особенный стиль, которые он перенес на работу с глиной, терракотой  и   шамотой. Скульптуры Зиновьева - это религиозные образы, реальные и символические образы людей, ставшие воплощением его мировосприятия и особого, самобытного мировоззрения.

 6

Но истинное восхищение вызывают графические и акварельные работы Олега Ефимовича. Художник создал свою  уникальную методику работы с акварелью без использования зрения. Он лепил  из пластилина множество полосок, из которых поэтапно   выкладывал сюжетные линии картины. Нанеся  первую конфигурацию на черновой лист бумаги, он накладывал  сверху ватман, на ощупь  вырезал по нему  рельеф, получая, таким образом, трафарет первого плана задуманной картины. Затем из пластилина  делал вторую конфигурацию, накладывал ватман, вырезал  второй рельеф, получая трафарет второго плана и так далее. По выложенным рельефам образовывались трафареты того, что должно быть изображено:  небо, горизонт, лес, дом, облака и т.д. Полученные трафареты, сложенные по порядку, закреплялись  при помощи  клея или булавок  в необходимой последовательности на акварельной бумаге и заполнялись  нужной краской (сами цвета акварельных красок Олег Ефимович помечал особыми рельефными метками). В конце вся работа покрывалась одним тоном  для создания единства колорита.

 5

Таким образом, создавались неповторимые тонкие и немного загадочные пейзажи Олега Ефимовича, вызываемые к жизни только его памятью.  По словам Зиновьева, он познал, что «незрячий художник имеет преимущество перед зрячим потому, что он  постоянно находится в состоянии сосредоточения. Образы из подсознания входят в сознание, будят мысль и рождают импульс к созиданию».
Начиная с 1994 года, работы Зиновьева появляются на выставках современных художников, а в 2006 году он становится членом союза художников Санкт - Петербурга.

 

Умер Олег Ефимович  в 2018 году, но его произведения живы и говорят о жизни с посетителями музея  Ф.М. Достоевского, этнографического  музея, музея союза художников, музея Городской скульптуры,    Государственного мемориального  музея обороны и блокады Ленинграда, Государственного  института-музея семьи Рерихов в Санкт-Петербурге, картинной галереи (Кириши), музея  Н.А. Островского (Москва), народного  музея истории Санкт-Петербургской (Ленинградской) организации ВОС и многих других музеев  страны.   

 

АВТОР: ФЕДОСЕЕВА ЕЛЕНА

Дорогие друзья! Если вы считаете, что дело "Дома слепоглухих" является важным и нужным для всей нашей страны - окажите поддержку Дому. Сделать это можно прямо на сайте, здесь