Луч света в тёмном царстве, или реабилитация слепоглухих

 

(Заметки преподавателя)

 

 

О проблемах слепоглухих

 

 Понимаю, что мои слова – это капля в море, но мне всё же хочется приподнять тот занавес, которым общество отгораживается от слепоглухих.

 Людей, у которых имеется одновременное нарушение слуха и зрения, принято называть слепоглухими. Поскольку эти люди очень нуждаются в разнообразной помощи, я давно мечтала работать в сфере реабилитации слепоглухих.

 Литературы на эту тему очень мало, поэтому желающим работать со слепоглухими приходится разрабатывать программы и методики прямо на практике.

 В сфере реабилитации я работаю чуть больше полугода и те знания, которые мне удалось получить за это время, вряд ли соизмеримы с тем, чему можно научиться в аудиториях университета на лекциях.

 Самое первое и очевидное правило работы со слепоглухими – это индивидуальный подход. Даже в системе образования инвалидов по слуху или зрению индивидуальный подход всегда был золотым правилом. Когда же речь идёт об одновременном наличии этих двух недугов, ситуация сильно усложняется.

 Первая проблема, которая неотвратимо возникает в данной сфере деятельности – это коммуникация со слепоглухим. Слепоглухих можно условно поделить на две группы, для которых требуются совершенно разные системы обучения - это говорящие голосом и общающиеся на жестах. В реабилитационной практике мы их коротко называем «словесниками» и «жестовиками».

 Словесники могут хорошо изъясняться при помощи голосовой речи. Это, как правило, люди с частичной потерей слуха или потерявшие слух во взрослом возрасте. Хотя есть и такие примеры, когда люди, полностью потерявшие слух ещё в дошкольном возрасте, в течении жизни изъясняются достаточно внятной словесной речью, причём соблюдая все правила устного русского языка. Но это очень редкий случай и, скорее всего, такие умения являются заслугой настойчивости родителей и педагогов специализированной школы.

 «Жестовиками» называют тех, кто родился глухим или утратил слух в раннем детстве. Они с детства не слышали словесной речи, поэтому их речевое мышление не могло развиваться нормально. Глухих с детства тоже учат говорить голосом, но их речь недостаточно внятная и построение фраз не всегда соответствует правилам устного русского языка. Хотя и тут многое зависит от педагогов. Кабинет, в котором глухого ребёнка учат говорить, отдалённо напоминает камеру пыток с массой инструментов. Это целая профессия – научить глухого ребёнка произносить звуки, а затем слова.

 При разработке методик обучения взрослых слепоглухих необходимо учитывать, что существует серьёзная разница между «словесниками» и «жестовиками» не только в методе общения, но и в мышлении.

 Причина этого в том, что многие конструкции и обороты словесного языка можно освоить только слыша речь, а жестовый язык имеет свою грамматику и свои особенности. В жестовом языке нет падежей, спряжений, а также отличается порядок слов в предложениях. Например, отрицание в предложениях всегда ставится после слова. Например: «было нет», «болит нет», «разговаривать нет».

 Для некоторых слов с отрицанием используются разные жесты, например: «знать» и «не знать», «понимать» и «не понимать», «хотеть» и «не хотеть». На жестовом языке это просто шесть разных жестов, для которых не нужно отрицание. Предложение «Чёрная собака спит на траве» на жестовом языке будет выглядеть так: «Собака чёрный трава спать».

 Школы-интернаты для глухих препятствуют воспитанникам в изучении жестового языка, что способствует более правильному развитию устной и письменной речи. Препятствовать этому сложно, так как быстрый и удобный метод общения между глухими распространяется лавинообразно. И, как следствие, письменная речь «жестовиков» тоже страдает. Они начинают писать так, как привыкли разговаривать на жестах.

 Конечно, многое зависит от настойчивости школьных учителей и семьи, в которой растёт глухой ребёнок. Мне на моей недолгой практике встретилась только одна полностью глухая с детства женщина по имени Зоя, которая писала по всем правилам русского языка. Ее язык был простой и бытовой, но правильный. Написав сочинение о том, как она с семьёй ездила на море, она только один раз использовала слово в неупотребляемой форме, написав вместо «купалась и ныряла» фразу «купалась и нырялась». А я так и не нашла для неё аргументированного объяснения тому, что так не говорят, в силу сложности русского языка, поэтому ей пришлось принять этот факт за данность.


Очень часто глухие люди пишут именно так, как привыкли разговаривать на жестах. С непривычки нелегко понять смысл написанного. Не смотря на то, что я  работаю в сфере реабилитации слепоглухих совсем не долго, меня уже давно не смущает СМСка от «жестовика» со следующим содержанием: «Вот знать вы умный, чем мне». Эту СМСку я получила от своего ученика Андрея 36-ти лет, которому предварительно помогла решить одну проблему. На первый взгляд это набор слов, но пообщавшись некоторое время с «жестовиками», я не задумываясь не на минуту, понимаю, что хотел он сказать следующее: «я знаю, что вы умней, чем я». Как видно, самокритика глухим свойственна ничуть не меньше, чем слышащим.

 Некоторых распространённых слов «жестовики» не знают по причине того, что русский жестовый язык не так обширен, как словесный. Из того, что при письменном общении некоторые «жестовики» очень быстро запоминают новые слова, и сразу начинают их использовать в своём лексиконе, осмелюсь заключить, что им не уделялось достаточно внимания в специализированной школе-интернате.

 Хочу также обратить внимание на то, что жестовое мышление не делает людей глупее, зачастую они гораздо проницательней и чувствительней слышащих. Мой ученик Андрей, о котором я писала выше, легко обучался по разным дисциплинам, будь то система брайля или компьютерная грамотность. А моя попытка расширить его небогатый лексикон не была бесполезной. Новые слова он быстро запоминал и начинал употреблять достаточно часто, причём с явным пониманием. Из этого следует, что многих элементарных вещей ему раньше никто не пытался объяснять, так как он имеет большие способности к обучению и, главное, желание узнавать новое.

 Лёгкая форма слепоглухоты, которая заключается в слегка ослабленном зрении и слухе, едва ли требует специализированного образования. Как правило, такие люди сами понимают, с какого расстояния они лучше видят и слышат и могут сами создавать удобные условия для восприятия информации.

 Самое распространённое заболевание, которое приводит к слепоглухоте – это синдром Ушера. Есть три вида синдрома Ушера. Один из них приводит к тому, что с детства глухой или слабослышащий человек начинает стремительно слепнуть после двадцати лет. И самое печальное, что помешать этому процессу практически никак нельзя. Современные медицинские препараты способны только замедлить процесс, но и это вопрос очень спорный.

 

Реабилитация слепоглухих

 

Чем помочь человеку, который стал слепоглухим? Слепоглухота – это не приговор!  Как сделать жизнь такого человека наполненной, вытащить его из замкнутого пространства тишины и темноты, в котором он оказался по причине тяжёлого недуга? Чему его необходимо научить?

 Если человек полностью потерял слух, то в первую очередь необходимо показать пальцевую азбуку ему и его близким, что позволит им общаться.

 Облегчит жизнь также социально-бытовая реабилитация, так как слепоглухой человек может многое делать самостоятельно, включая приготовление пищи и уборку у себя дома.

 Многие виды рукоделия тоже доступны слепоглухому человеку.

 Метод брайля – рельефно-точечная система письменности слепых, просто необходим полностью ослепшим. Он позволяет читать специальные книги пальцами и достаточно быстро писать на брайлевском приборе. Почти в каждом городе имеется библиотека для слепых с книгами и журналами, напечатанными по системе брайля.

 Современные технологии открывают слепоглухим широкое окно в этот мир. Они за пару десятков лет стали лучом света в мире темноты и тишины. Это и слуховые аппараты, которые позволяют корректировать слух даже при очень больших потерях и электронные лупы, которые позволяют выводить печатный текст с бумаги на большой подсвеченный экран, увеличивая шрифт до огромных размеров.

 И даже полностью слепоглухих информационные технологии не обошли стороной. Брайлевский дисплей – устройство, с помощью которого можно прочитать шрифтом брайля информацию, расположенную на экране компьютера или смартфона. Это позволяет слепоглухим пользоваться интернетом, общаться по электронной почте, работать с документами, читать SMS, и многое другое. Пока единственным существенным минусом этого устройства является его цена.

 

Методы общения со слепоглухими на курсах реабилитации.

 

Для реабилитации слепоглухого человека по любому курсу необходимо иметь с ним прямую и обратную связь. Найти оптимальный метод общения со слепоглухим – это залог успешного обучения на любых курсах. Пока не найдены оптимальные средства коммуникации, вся остальная работа теряет смысл.


Если слепоглухой имеет остаточный слух, то с ним можно общаться голосом. Находится при этом желательно рядом.  Для начала необходимо выяснить, каким ухом он лучше слышит, чтобы посадить его слышащим ухом к себе, упростив тем самым процесс обучения.

 Пока вы не убедились, насколько он действительно плохо слышит, не надо громко кричать. Некоторые из них с аппаратами хорошо воспринимают речь, а громкие и резкие звуки вызывают у них дискомфорт, когда они даже не могут разобрать, что им говорится (кричится). Это приводит к нервному напряжению слепоглухого и мешает процессу обучения.

 Основная опора в данной сфере реабилитации – это осязание. Когда есть возможность дать ощупать предмет, то лучше это сделать, чем ударяться в пространное рассуждения о том, как он выглядит.

 Если речь идёт об общении с полностью слепоглухим, то нужно внимательно подобрать оптимальный метод общения. Выясните, чем он привык пользоваться, пальцевой азбукой, письмом на ладони или брайлем и какая форма общения для него предпочтительней.

 Очень часто глухие стесняются разговаривать голосом, но у них при этом может быть вполне понятная речь. Попробуйте тактично попросить его что-нибудь сказать голосом. Если речь действительно понятная, то это ускорит обратную связь во время занятий.

 В случае, если у учащегося есть остаточное зрение при полной глухоте, то выясните, нужно ли ему говорить в руку используя пальцевую азбуку или всё-таки ему удобней считывать информацию при помощи остаточного зрения.

 Если зрительное восприятие предпочтительней, выясните с какого расстояния ему лучше показывать буквы и жесты и старайтесь, чтобы на ваши руки падал свет.

 Иногда слабовидящие с расстояния метра видят жесты хорошо, а чуть ближе у них перед глазами начинает всё сливаться и они не могут рассмотреть, что им говорят.

 Прежде чем что-то показывать на дактиле или жестах слепоглухому с остаточным зрением, убедитесь, что он смотрит на ваши руки. Обычно, я привлекаю внимание слабовидящих лёгким прикосновением к руке или плечу. Если к нему тянуться далеко и неудобно, то можно использовать несильный стук по крышке стола, когда вы сидите за одним столом. 

 Необходимо постоянно проверять воспринимает ли он информацию, задавая наводящие вопросы.

 

Заключение

 Это очень краткие сведения для общения со слепоглухими.

 Направление образования слепоглухих имеет на сегодняшний день очень маленькую базу знаний. Для того, чтобы разработать методики образования и составить разные программы, могут потребоваться годы работы. Безусловно, эта работа имеет огромный смысл, так как это возможность зажечь луч света в мире каждого слепоглухого.

 
Евгения Лагугина

Дата публикации: май 2015 г.